Производственный экологический контроль (ПЭК) по отходам

Получить консультацию
или заказать услугу вы можете по тел:
+7 (902) 318-85-16
ВНИМАНИЕ
Федеральным законом от 21.07.2014№ 219-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон  "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ" с 01.01.2015 внесены изменения, в соответствии с которыми, производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Производственный экологический контроль (ПЭК)

В соответствии со ст. 67 Федерального Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

Производственный экологический контроль (ПЭК) проводится на таких предприятиях и организациях, как: торговые организации, организации относящиеся к общественному питанию, аптеки, медицинские центры (поликлиники, стоматологии, клиники, больницы, санатории), парикмахерские и салоны красоты и т.д.

Цели производственного экологического контроля (ПЭК)

  • ПЭК выполняется в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды (ООС), установленных законодательством в области ООС, для обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.
  • Он позволяет обеспечить полноту, достоверность и оперативность информации об экологическом состоянии на промышленном объекте и в зоне его влияния для принятия управленческих решений по снижению или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе производственной деятельности.

Задачи производственного экологического контроля (ПЭК)

Основными задачами ПЭК является выполнение подразделениями предприятия требований природоохранного законодательства, нормативных документов в области охраны окружающей среды, касающихся:

  • соблюдения установленных нормативов воздействия на компоненты окружающей природной среды;
  • соблюдения лимитов пользования природными ресурсами и лимитов размещения отходов;
  • соблюдения нормативов качества окружающей природной среды в зоне влияния предприятия;
  • выполнение планов природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду;
  • контроль над выполнением предписаний, сделанных должностными лицами, которые осуществляют государственный экологический контроль;

Над чем проводится ПЭК

Производственный экологический контроль проводится над:

  • соблюдением нормативов использования природных ресурсов и эффективностью их использования;
  • соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимитов размещения отходов;
  • учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;
  • обеспечением своевременной разработки нормативов воздействия на окружающую среду (нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов), установленных для природопользователя;
  •  источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;
  • эффективностью работы природоохранного оборудования (установок по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, систем очистки хозяйственно-бытовых и производственно-ливневых сточных вод; систем оборотного и повторного водоснабжения);
  • соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-4 класса опасности;
  • использованием опасных и вредных химических веществ (в составе сырья, реагентов, биопрепаратов);
  • выполнением природоохранных планов мероприятий (в том числе противоаварийных), предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;
  • наличием и техническим состоянием оборудования по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий, по обеспечению безопасности персонала;
  • получением информации для обоснования размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды;
  • наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т.д.;
  • наличием лицензий и лицензионных соглашений, предусмотренных природоохранным законодательством;
  • организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства.
  • своевременным предоставлением информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системами государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом и т.п.

Объекты производственного экологического контроля (ПЭК)

Объектами производственного экологического контроля являются:

  • стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • системы очистки отходящих газов;
  • источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты), в системы канализации и сети водоотведения;
  • системы очистки отработанных вод;
  • системы оборотного и повторного водоснабжения;
  • источники образования отходов производства;
  • объекты размещения и утилизации отходов (площадки временного хранения, стационарные полигоны);
  • склады и хранилища сырья, материалов, реагентов;
  • объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленной площадки, территории, где осуществляется природопользование, санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
  • природные ресурсы;
  • природные среды, почвы загрязненные химическими веществами по вине природопользователя;
  • тало-дождевые воды.

Основная структура производственного экологического контроля (ПЭК)

Рекомендована письмом Росприроднадзора от 25 июля 2012 года № ВК-03-03-36/9781 и состоит в следующем:

  • общие положения, включающие все нормативные документы, положенные в основу разработки ППЭК;
  • основополагающие цели и задачи, предусмотренные ППЭК;
  • все основные сведения о предприятии, например: наименование, вид осуществляемой деятельности, организационная структура, адреса (как юридический, так и фактический), лица, несущие основную ответственность за налаживание на предприятии производственного экологического контроля относительно сферы обращения с отходами и т.д.;
  • информация о должностных лицах, непосредственно отвечающих за допуск сотрудников к работе с отходами, уровень обеспечения безопасной экологии на предприятии, охрану природной среды и т.д;
  • наименование и основные характеристики всех объектов ПЭК;
  • контроль соблюдения всех ныне действующих требований законодательства, касающихся деятельности, предусматривающей обращение с отходами;
  • контроль соблюдения лицензионных требований, которые являются обязательными при ведении деятельности, причастной к размещению и обезвреживанию отходов, относящихся к I-IV классу опасности;
  • информация о привлечении со стороны других аккредитованных организаций, имеющих право осуществлять производственный экологический контроль в отношении обращения с отходами;
  • меры ответственности, предусмотренные законодательством нашей страны за несоблюдение требований в природоохранной сфере, а также за ненадлежащим образом организованный производственный контроль.

Срок действия порядка экологического контроля (ПЭК)

Порядок экологического контроля согласовывается на срок 3 года и подлежит переработке и согласованию по истечению срока, в случае изменения производственного процесса, используемого сырья, перечня и состава образующихся отходов, изменения деятельности по обращению с отходами с появлением не отражённых в действующем Порядке видов деятельности, требований действующего законодательства. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами может быть переработан по инициативе природопользователя или по предписаниям контролирующих органов.

В Письме Росприродназора от 17.07.2013г. № АА-03-03-36/10037 есть разъяснения, что «ввиду отсутствия законодательно закрепленного срока действия Порядка, фактически документ является бессрочным», а также предлагается в разделе «Общие положения» определить «процедуру внесения и согласования изменений в Порядок либо установить срок его действия». Еще раз отметим, что данное письмо носит рекомендательный характер.

Рекомендуемый перечень документов, необходимых для согласования ПЭК

   I. Документы, регламентирующее систему охраны окружающей среды, разработанные Заявителем

1.​ Положение об экологической службе Заявителя.
2.​ Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления
3.​ Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля.
4.​ Разработанные и утвержденные типовые формы, включая формы актов отбора проб и протоколов результатов измерений, требований системы аккредитации, а также формы журналов.

5.​ Иные документы Заявителя, конкретизирующие способы проведения контроля
на предприятии (организации).

   II. Сведения, обосновывающие определение порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами

1.​ Описание технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов.
2.​ Описание видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами производства и потребления.
3.​ Описание систем удаления отходов.
4.​ Описание систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении Заявителя.
5.​ Перечень объектов производственного контроля в области обращения с отходами.
6.​ Оценка видов и масштабов воздействия технологических процессов и оборудования, связанных с обращением с отходами, на объекты окружающей среды.
7.​ Описание природно-климатической и физико-географической специфики территории, на которой размещены объекты, связанные с обращением с отходами;
8.​ Копии свидетельства об метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду ( система СААЛ).
9.​ Перечень должностей работников Заявителя, подлежащих профессиональной подготовке
и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления.
10.​ Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
11.​ Сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю.
12.​ Описание методов и средствам экоаналитического контроля, используемых при осуществлении измерений в рамках производственного контроля.

13.​ Описание средств измерений, применяемых при осуществлении производственного контроля.

   III. Дополнительные документы для разработки ПЭК

1.​ Разрешительные документы:
  • Лицензия на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов;
  • Информация о наличии проекта нормативов образования отходов (ПНООЛР)с приложением копии титульного листа и выдержки из проекта;
  • Документ, подтверждающий утверждение нормативов образования отходов (ПДВ) на предприятии и лимитов на их размещение.
2.​ Паспорта отходов, отнесенных к I-IV классам опасности;
3.​ Копии свидетельств, подтверждающих класс опасности отходов;
4.​ Отчеты по форма 2-ТП за прошедший год;
5.​ Список организаций, которые принимают отходы, и подтверждение наличия у них лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов с приложением копий договоров и лицензий;
6.​ Информация о имеющемся на предприятии оборудовании для обезвреживания, утилизации, переработке отходов (необходимо предоставить справку);
7.​ Информация о мероприятиях производственного контроля;
8.​ Информация об используемых на предприятии программах мониторинга состояния окружающей среды в тех местах, где хранятся, накапливаются или подлежат захоронению отходы, а также результаты проводимого в прошедшем году мониторинга;
9.​ Заключение государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении проектной документации на объекты длительного размещения и захоронения отходов I-V классов опасности;

10.​ Результаты предыдущих проверок, которые проводились органами государственного экологического контроля, а также выданные по результатам проверок предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Представляемые в соответствии с настоящим приложением копии документов должны быть заверены заявителем.

Нормативная документация

Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления регламентируется:

  • Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
  • Федеральным законом РФ от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
  • Федеральным законом РФ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
  • Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
  • Законом РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах";
  • Земельным кодексом Российской Федерации;
  • Водным кодексом Российской Федерации;
  • иными нормативно-правовыми актами

Ответственность

Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 1 000 до 2000 рублей;

- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.